» статьи » Двухуровневые станции
главная >
новости >
история >
фотогалерея >
схемы линий >
хронология >
пресса >
файлы >
техника >
станции >
портрет >
акции >
обновления >
автора! >
о проекте >
ссылки >
форум >
"Метрострой" /№8-1988/

В.Телепней, Н.Кондаков

Двухуровневые станции

Совершенствования объемно-планировочных решений станций, в частности, создание многоуровневых конструкций - наиболее рациональный путь повышения качества транспортного обслуживания, улучшения условий работы эксплуатационного персонала, а также снижения материалоемкости, трудоемкости и стоимости строительства.

При проектировании станций "Немига" и "Первомайская" второй линии метрополитена в Минске с использованием опыта, сооружения станций соответствующего типа ("Дзержинская", "Октябрьская", "Восток" в Харькове и Минске) специалисты Минскметропроекта руководствовались этим направлением.

Ограниченная по длине археологическим раскопом "Замчище" и Кафедральным собором - памятником архитектуры XVII в. - станция "Немига" (рис. 1), расположенная в пойме реки Свислочь, потребовала компактного выполнения конструкции. Ее сокращенная длина, кроме того, обусловлена особенностями трассы: кривой радиусом 300 м, с одной стороны, и предельным уклоном 45% - с другой. Определенное влияние на планировочное решение оказало и "нетрадиционное" расположение станции по отношению к транспортной магистрали - улице Горького.

Принципиальным отличием воплощаемого варианта является размещение кассовых залов вестибюлей над платформой с организацией входов в них из одного подуличного перехода. Центральная часть платформы выполнена двухсветной. За ее пределами располагаются санитарно-бытовой блок, служебные и технологические помещения, блок СУРСТ и СТП. Последняя решена в двух уровнях: трансформаторная --на уровне платформы, щитовая и зал распредустройств над ней.

Такая компоновка позволила сократить длину станционного комплекса до 225 м, рационально использовать подземное пространство, унифицировать конструкцию. Станция органично вписалась в градостроительную ситуацию.

Другим примером двухуровневой станции является "Первомайская" (рис. 2), также расположенная в пойме Свислочи. Отсутствие в зоне строительства плотной городской застройки, необходимость устройства сооружений под руслом реки и несбалансированность сроков реконструкции последнего, а также проходка на большом протяжении в неустойчивых обводненных грунтах обусловили целесообразность выполнения тоннелей спаренными открытого способа работ. С учетом относительно небольших пассажиропотоков "Первомайская" была запроектирована с боковыми платформами.

Существуют различные, порой противоречивые мнения о преимуществах и недостатках станций островного типа и с боковыми платформами. В нашей стране приняты первые, за рубежом довольно широко применяются вторые. В значительной степени негативное отношение к станциям с боковыми платформами вызвано несовершенством их объемно-планировочных решений и - как следствие, возникающими неудобствами для пассажиров и обслуживающего персонала.

Указанные факторы учитывались при работе над проектом "Первомайской". Станция возводится в двух уровнях, с одним развитым кассовым залом и лестничными спусками в центре посадочных платформ. Пассажиропотоки на вход-выход и переход с платформы на платформу в кассовом зале разделены. В этом же уровне расположены служебные и технологические помещения, а санитарно-бытовые, СТП и др. размещены на уровне платформы в боковом пролете. Связь между этажами обеспечивается служебными лестницами по торцам платформ. Компоновка двух уровней позволила сократить длину станционного комплекса до 138 м при ширине 24,45 м.

Конструктивные решения обеих станций приняты исходя из геологических и особенно гидрогеологических условий строительства с учетом индустриальной базы Минскметростроя.

Обе станции колонные из сборных железобетонных элементов, изготавливаемых преимущественно в опалубочных формах типового проекта ТС-109. Новая оснастка разработана для колонн, балок, плит междуэтажных перекрытий и перекрытия боковых платформ. Лотковая часть выполнена частично монолитной консольной для обеспечения пригруза грунтом от всплытия.

В более благоприятных геологических и гидрогеологических условиях конструктивные решения аналогичных станций могут стать совершеннее, в том числе с применением способа "стена в грунте" и других эффективных методов строительства.

к списку статей

design & programming by BDW (Minsk, BY)
© 2000-2004 e-mail: subway@tut.by
Используются технологии uCoz