» статьи » История и современность метростроя
главная >
новости >
история >
фотогалерея >
схемы линий >
хронология >
пресса >
файлы >
техника >
станции >
портрет >
акции >
обновления >
автора! >
о проекте >
ссылки >
форум >
cnb.nsys.by - число не установлено

Наталья Шаколо

История и современность метростроя

Метро является самым быстрым, комфортным и экологичным из всех видов общественного транспорта. Он заметно разгружает наземный транспорт, уменьшая тем самым количество пробок и заторов на дорогах. Мы так привыкли к метро, что перестали замечать эти удобства.

Это сравнительно молодой вид транспорта. Первая в мире линия метрополитена длиной в 3,6 км строилась восемь лет и была открыта 9 января 1863 года. Она соединяла Западный и Северный вокзалы в Лондоне и предназначалась в основном для транзитной перевозки железнодорожных грузов. О пассажирах заботились мало: паровозы работали на угле и лондонцы выходили из вагонов черными от копоти. Трудно было очищать тоннели метро от накопившейся там копоти. Аварии также были нередким явлением. И все же даже первое метро пользовалось успехом. В первый год "трубой" (tube - так лондонцы до сего дня называют свое метро) воспользовалось девять с половиной миллионов пассажиров. Строилась первая внеуличная железная дорога фирмой Metropolitan Railway. Отсюда, видимо, пошло название метрополитен, которым пользуются европейцы.

Сегодня порядка ста городов мира имеют подземную железную дорогу. Самый короткий метрополитен - Стамбульский: 610 метров и две станции. Самый длинный - 410 километров, 40 линий и 490 станций - Нью-йоркский. Метро в Мексиканских Кордильерах забралось на высоту 2279 метров над уровнем моря, Пхеньянское же нырнуло на глубину более ста метров.

Минскому метрополитену недавно исполнилось 20 лет. Эту дату метростроевцы отметили пуском в эксплуатацию еще двух станций: "Партизанская" и "Автозаводская".

В начальной разработке проекта минского метрополитена участвовали "Метрогипротранс", "БелГИИЗ", "Белпромпроект", "Минскпроект" и "Минскинжпроект". Официально строительство началось весной 1977 года со станции "Парк Челюскинцев". Отсюда началась прокладка первого тоннеля в сторону улицы Володарского. Тоннели сооружались отдельными отрезками со специально обустроенных строительных площадок (монтажно-щитовых камер). Такая организация работ дала возможность сооружать метрополитен параллельно по всей трассе. Новым в строительстве минской подземки было сооружение станции с постоянными конструкциями, выполненными способом "стена в грунте". Это была станция "Площадь Ленина" (ныне "Площадь Независимости"). Первая очередь Минского метрополитена протяженностью 8,6 километра была рассчитана на обслуживание 62,5 миллиона пассажиров в год или 210 тысяч в сутки. Первый пробный рейс состоялся 24 марта 1984 года. Всего одиннадцать с небольшим минут потребовалось электропоезду, чтобы пройти 8,6 км. Уже через несколько месяцев открылось регулярное движение поездов на участке от станции "Институт культуры" до станции "Московская".

В марте 1984 года была забита крепежная свая на строительной площадке станции "Немига". Этим началось возведение второй линии. В начальный период сооружения котлована территория, занимаемая станцией была полностью отведена под археологические раскопки. Всего шесть лет понадобилось метростроителям, чтобы ввести в эксплуатацию участок второй линии от станции "Фрунзенская" до станции "Тракторный завод". Это позволило создать удобства для проезда от жилых массивов Партизанского и Фрунзенского районов к предприятиям Заводского района.

Минское метро являет собой своеобразную каменную летопись, при создании которой использовались материалы, привезенные из разных уголков бывшего СССР. При оформлении той или иной станции учитывались: рисунок самого камня, цвет и его форма, а также соответствие данного природного материала замыслу художника. Например, на стенах станции "Московская" светлым мрамором различных оттенков выполнена композиция передающая величественные контуры Кремля, Большого театра и Университета. При отделке станции "Академия наук" использовалась темно-зеленая порода - офикальцит, порожденный взаимодействием бурлящих магматических расплавов и известняка. Широкое применение нашли и граниты, диориты, кристаллические сланцы и гнейсы. Но для человека непросвещенного совсем неважно знать название этих минералов, гораздо большее внимание должна привлекать созданная из этих камней композиция.

Колонны из светлого мрамора со святящимися воронками вверху на станции "Площадь Победы", символизируют вечный салют воинам-защитникам. "Парк Челюскинцев" как бы погружает присутствующих в необъятные просторы Северного Ледовитого океана. Своды станции, облицованные лабрадоритом, создают лиловыми отблесками минерала и дугообразными полосами ламп эффект северного сияния. Строительство метро в белорусской столице продолжается, а значит, не закончена и каменная сказка. До 2000 года планируется продлить вторую линию за счет строительства станции "Могилевская" и построить депо, ведь существующее в настоящий момент уже не может вместить весь парк электропоездов. В начале XXI века жители Фрунзенского района столицы смогут освоить еще три станции: "Раковская", "Кунцевщина" и "Каменная горка". Это даст возможность продлить вторую линию на 6 километров. Генеральным планом развития Минска предусматривается строительство третьей линии метрополитена, которая свяжет "Зеленый луг" с "Курасовщиной". На сегодняшний день услугами метро пользуются ежедневно более 500 000 пассажиров - это около 30 процентов перевозок.

к списку статей

design & programming by BDW (Minsk, BY)
© 2000-2004 e-mail: subway@tut.by
Используются технологии uCoz