» статьи » Подземка: мы едем, едем, едем...
главная >
новости >
история >
фотогалерея >
схемы линий >
хронология >
пресса >
файлы >
техника >
станции >
портрет >
акции >
обновления >
автора! >
о проекте >
ссылки >
форум >
"Частная собственность" /№33 от 05.09.2002/

Александр Градюшко

Подземка: мы едем, едем, едем...

Представьте себе минское метро в час пик. Переполненные вагоны. Давка возле эскалаторов. Жуткая толчея на станции "Октябрьская" (есть реальный шанс угодить на рельсы). Все куда-то спешат. Поезда как назло все нет, а в битком набитых составах орудуют карманники! Просто ужас какой-то! Поэтому новость о том, что с 31 августа по линии "Восток-Институт культуры" стали курсировать пятивагонные поезда, а интервал движения в час пик сократился до 2 минут, минчане восприняли "на ура". Дескать, наконец-то будем ездить с комфортом!..

Проблем у минского метрополитена, тем не менее, "выше крыши", и долгожданный пятый вагон всех их не разрешит. Пользуясь метро, мы рискуем невзначай оказаться на рельсах, быть затоптанными на эскалаторе (пассажиропоток за последние годы значительно вырос!), остаться без денег и документов (недавно на наших глазах на станции "Якуба Коласа" у женщины стащили кошелек). "Подземка" полна сюрпризов, в том числе не очень приятных (многие именно в метро предпочитают сводить счеты с жизнью). Но не будем о грустном. Приглашаем вместе с нами проехаться и посмотреть, что в метро изменилось к лучшему.

"Голубой вагон бежит, качается..."

Допустим, вы куда-то спешите. Не надо заглядывать в тоннель! Поезд подойдет уже скоро: интервалы между их прибытием отныне составляют 2 мин. утром и 2,5 мин. вечером. Пассажиры заметили, что состав из 5 вагонов сейчас занимает почти всю платформу (ее длина -- 102 м), а первый и последний вагоны останавливаются в 2,5-3 метрах от лестницы или эскалатора. Больше не нужно бежать к двери! Помимо того, на многих станциях перенесли знаки остановки первого вагона (полосатые рейки), отодвинули дальше зеркала, а также повесили новые электронные часы для машинистов.

Для первой линии метро Мингорисполком закупил 23 промежуточных вагона стоимостью 346.000 у.е. каждый, из которых 12 произведены АО "Вагонмаш" (г. Санкт-Петербург), а 11 сошли с конвейера "Метровагонмаш" (г. Мытищи Московской обл.). Неужели наша мэрия раскошелилась на 8 млн. долларов? Ага, как бы не так! В обмен на 12 вагонов мы поставили в Питер 42 автобуса "МАЗ" стоимостью около 80 тыс. у.е. каждый. А какова комфортность новых вагонов (кстати, все они голубого цвета)? В них очень светло, чисто. В остальном все то же самое. На второй линии мы увидим пятый вагон еще нескоро.

Страшилки минского подземелья

Давайте сейчас попробуем найти на дверях "подземки" наклейки с надписью "Выхода нет". Догадываетесь, зачем? Речь о самоубийцах! Таких надписей в минском метро вы не увидите. Но попытки суицида бывают. Самым "кровавым" был 2000 год. Под поезда бросились 4 человека, из которых трое погибли (мужчина 35 лет, женщины 39 и 68 лет). Дикий случай произошел и 24 октября 2001 года, когда на станции "Институт культуры" школьница, поругавшись с учительницей, решила свести счеты с жизнью. Пятнадцатилетней девчонке повезло: она попала в желоб между рельсами. Поезд проехал над ней, ученица отделалась сильным шоком...

А в апреле 2002 года два студента спрыгнули в тоннель на станции "Пролетарская". После чего направились по шпалам к тракторному заводу! Один из них задел контактный рельс. Получив удар в 825 Вольт, оказался в реанимации. Остался жив. Недавно еще один "экстремал", находясь "под хмельком", поздно вечером спустился на пути и направился с "Фрунзенской" до "Пушкинской"! Сработала сигнализация. Парня догнали, вывели на платформу. Других "ЧП" нынче пока не было. В 2001 году юный ловелас, решив доказать девушке свою храбрость, прыгнул на рельсы на станции "Площадь Якуба Коласа". Поблизости оказался милиционер, который и вытащил незадачливого "ромэо"...

Отойдите от края платформы!

Приходилось не раз видеть в "подземке" подвыпивших людей. Почему их пускают на платформу? Непонятно. Ведь пьяный может нечаянно толкнуть других пассажиров, когда прибывает поезд (скорость состава в это время -- 50 км/час!). Что делать, если вы оказались на путях? Знайте, что под платформой проложен контактный рельс (он закрыт оранжевым кожухом из стеклопластика). Даже не пытайтесь подтянуться: кожух может проломиться, и тогда все! Поезда еще нет? Бегите по ходу движения и ждите, пока вам помогут выбраться. А если состав уже показался, смело ложитесь в желоб между рельсами. Поезд не заденет лежащего человека.

Многие думают, что ток проходит по рельсам. Полная чепуха! Почему же тогда занудливый автоинформатор твердит: "Отойдите от края платформы! На путях метрополитена высокое напряжение!"? Да нет там никакого напряжения! Зачем же тогда вводить нас в заблуждение? Непонятно... А как быть, если на пути упали вещи? Обращайтесь к дежурному по станции. Такие случаи бывают 1-2 раза в неделю. Что чаще роняют? Перчатки, кошельки, сумочки, зонтики. Достают их приспособлением, напоминающим клещи с длинными ручками. Пару месяцев назад молодая пара обронила обручальное колечко. Поднять его удалось лишь с десятой попытки...

"Свалка" на эскалаторе

А не задумывались ли вы о том, что опасность может подстерегать на эскалаторе? Посмотрите, сколько людей на "Октябрьской" каждый день "штурмует" узкую "лестницу-чудесницу"? В феврале 2001 года здесь чуть не произошла трагедия. Пьяный(!) пассажир поднимался на эскалаторе в сторону ГУМа и, потеряв равновесие, упал, загородив проход. Эскалатор остановили не сразу. За какие-то 10 секунд образовалась людская "свалка". Правда, на этот раз пронесло (не считая ушибов, синяков, царапин, изодранной в клочья одежды), хотя нескольких пассажиров эскалатор так и вынес лежащими!

В УП "Минский метрополитен" мы выяснили, что каждый месяц на эскалаторах происходит 6-7 инцидентов. Немало! Кто в них виноват? Дачники с тележками то и дело упускают свой "транспорт" или подсовывают поклажу кому-то под ноги. В гребенку эскалатора часто попадают шубы, пальто, каблуки. До тяжелых травм дело практически не доходит. Довольно часто страдают пожилые люди, которые не могут удержаться на лестнице (скорость ее движения -- 0,75 м/с)! Добавим, что в минском метро сегодня насчитывается 27 эскалаторов (они рассчитаны на 45 лет работы, но через каждые 8-10 лет эскалатору требуется капитальный ремонт).

Пока гром не грянет?..

Ничто не предвещало трагедии в переходе станции метро "Немига" в 1999 году. А бронзовые розы там лежат. Опасность рядом с нами и сегодня. Это особенно чувствуешь на пересадочной станции "Октябрьская" в час пик. Поток пассажиров столь велик, что становится страшно. Даже 2 эскалатора, работающих на подъем в сторону ГУМа, не могут вместить всех людей. При проектировании тоннеля между "Октябрьской" и "Купаловской" специалисты ОАО "Минскметропроект" немного просчитались, и сегодня людской поток в нем в 2 раза больше, чем планировалось при строительстве!

Правда, с проектировщиков взятки гладки. Дескать, в конце 80-х гг. минский метрополитен был рассчитан на гораздо меньшее число пассажиров! Подсчеты показывают, что такой, как сегодня, пассажиропоток на "Октябрьской" должен был быть только в 2010 году! Что делать? Нужно расширять существующий переход между двумя станциями. Помимо того, не обойтись и без четвертого эскалатора в сторону ГУМа. Увы, эти рекомендации из области фантастики. Какие эскалаторы? Какая реконструкция? Для этого нужны огромные средства! Получается, мы вынуждены подвергать себя опасности из-за ошибок проектировщиков?!

Как не остаться без кошелька

Пятый вагон метро, как заверили нас в УП "Минский метрополитен", несколько уменьшит нагрузку на станции. Хотелось бы в это верить. Правда, есть еще одна проблема! В столичном метро развелось много карманников. Действуют они аккуратно и незаметно (их средний возраст -- от 12 до 30 лет). Работают "ювелирно", чаще всего парами, предпочитая "чистить" пассажиров в первом или последнем вагоне. Дело в том, что в переднюю дверь всегда ломится много людей (машинисты любят объявлять фразу "второй вагон тоже до вокзала идёт"), там всегда столпотворение, что на руку "щипачам", которые иногда сами создают давку...

Где чаще всего "работают" карманники? При подъезде к станциям "Октябрьская", "Институт культуры", "Площадь Независимости", "Восток", "Площадь Якуба Коласа", "Пушкинская". Промышляют с 8.00 до 10.00 и с 16.30 до 19.00, выбирая в "жертву" тех, кто спешит, нервничает, чем-то расстроен. В ОВД минского метрополитена есть специальная картотека, где собрано более 150 фотографий карманников минской "подземки"! Как бороться с "щипачами"? Ежедневно в метро работают две группы сотрудников уголовного розыска. В августе они поймали за руку 8 карманников, но возбуждено лишь одно уголовное дело. Далеко не все "жертвы" хотят писать заявление в милицию (мол, спешу, да и сумма невелика...).

Осторожно, двери закрываются! следующая станция...

Почему мы все время о грустном? Поверьте, не все так плохо в метро! Проблем сейчас хватает у всех. И о них надо говорить. А как же иначе? Напоследок давайте помечтаем. Ведь метро не стоит на месте. Куда оно движется? Каким будет? А, главное, когда? Начнем со второй линии. Сейчас строится участок второй линии от станции "Пушкинская". Протяженность его составит 3,94 км, там будут станции "Раковская", "Кунцевщина" и "Каменная горка" (они примут пассажиров в начале 2005 года). Проектируется также станция "Красный бор".

Первая линия расширится в направлении Уручья. Предположительно в 2007 году появятся станции "Борисовский тракт" и "Уручье" (протяженность участка -- 2,8 км), готовят проект и на станцию "Смоленская". Помимо того, первую линию продлят в юго-западную часть города. Подготовительные работы начнутся уже в следующем году, станции будут называться "Грушевская", "Петровщина", "Юго-Запад" и "Университет" (примерный срок сдачи -- 2010 год, протяженность -- 7,24 км). Поговаривают и о строительстве в перспективе третьей линии "Корженевского -- Зеленый луг" с пересадкой на "Площади Независимости"...

Вместо заключения

Итак, мы будем жить теперь по-новому! Метро перешло на зимний режим работы. Сокращен интервал движения. Появился пятый вагон. В конце года откроются три новые кассы (на станциях "Восток", "Площадь Независимости" и "Институт культуры"). Что ж, посмотрим! Правда, до западных стандартов наша "подземка" все же не дотягивает (хотя многие станции и представляют собой "произведения искусства").

Для сравнения возьмем берлинское метро (стоимость проезда -- 2,1 евро). Велюровые кресла. В вагонах свободно. Никакого грохота колес, можно разговаривать вполголоса (а не кричать друг другу на ухо!). Два малогабаритных телевизора в каждом вагоне. "Бегущая строка" над дверями с индикацией станций. Вот бы нам такой состав (конструкция вагонов, купленных минским метрополитеном, не изменялась с 1978 года)!

Но и у нашего метро есть своя "изюминка": на станции "Площадь Независимости" в центре платформы над путями установлен плазменный экран размером 1,2х1,6 м, где крутят мультфильм "Том и Джерри". Дядюшка Дисней очень бы удивился, если бы узнал, как машинисты минского метро ему благодарны: теперь пассажиры находятся посреди платформы, "загружаясь" во все вагоны равномерно...

    Десять любопытных фактов из жизни минского метро
  • В нынешнем году минскому метрополитену, который считается одним из самых красивых и современных в СНГ, исполнилось 18 лет (движение по первой линии было открыто в 1984 г., по второй -- в 1990 г.).
  • По объемам перевозок пассажиров (за 7 месяцев 2002 г. -- 775 тыс. человек в сутки, что составляет 28% от общего пассажирооборота столицы) минская "подземка" вышла на 4-ое место среди 14 метрополитенов стран СНГ (мы уступаем москвичам, петербуржцам и киевлянам).
  • Каждый год минское метро перевозит более 260 млн. пассажиров. За все время существования минской "подземки" ее услугами воспользовались свыше 4 млрд. человек, что составляет 2/3 населения земного шара.
  • Минский метрополитен сегодня -- это 2 линии протяженностью 23 км, 20 станций; 44 состава и 199 вагонов; на первую линию выходит 21 состав, вторую обслуживает 18; интервал движения -- от 2 (в часы пик) до 15 (поздним вечером и ночью) минут.
  • Станции метро открыты с 5.30 утра до 1.00 ночи. Первые поезда отправляются с конечных станций в 5.34. Последние поезда уходят в 1.02 и прибывают на конечные: по линии "Восток - Институт культуры" -- в 1.16, по линии "Могилевская - Пушкинская" -- в 1.22.
  • Скорость движения поездов в метро на первой линии составляет 80 км/час, на второй линии -- 70-80 км/час (за исключением перегона "Немига - Фрунзенская" -- 45 км/час).
  • До недавних пор перегруженность вагонов во время часа пик достигала 20% (вместо положенных 308 пассажиров в вагон втискивались более 350 человек).
  • Метрополитен рассчитан на эксплуатацию в течение 300 лет. "Капитальный ремонт" нашей "подземке" потребуется лишь в 2284 году. Срок службы вагонов метро -- 30 лет, эскалаторов -- 45 лет.
  • В минском метрополитене работает 2501 человек (из них около 200 машинистов). За общественным порядком в "подземке" следят 292 милиционера, а также 2 служебные собаки.
  • Себестоимость проезда одного пассажира в метро составляет 272 рубля, из которых мы платим 150 руб. (льготники -- 75 руб.)

    к списку статей

design & programming by BDW (Minsk, BY)
© 2000-2004 e-mail: subway@tut.by
Используются технологии uCoz