» история
главная >
новости >
история >
фотогалерея >
схемы линий >
хронология >
пресса >
файлы >
техника >
станции >
портрет >
акции >
обновления >
автора! >
о проекте >
ссылки >
форум >
История строительства

История минского метро уходит своими корнями в конец 60-х. Именно тогда у столичных архитекторов появилась мысль о создании нового вида транспорта в столице Белоруссии. Однако в СССР существовал негласный закон о том, что только город-миллионер имеет право на четвертый транспорт. Не известно, правда это или нет, но правительство БССР для того, чтобы добиться строительства метрополитена в Минске начинает идти на беспрецендентные меры - увеличение населения столицы. Для этого был создан ряд льготных условий по переселению сельского населения в столицу и к 1972 году Минск родил на свет своего 1.000.000-ого горожанина.

В 1976 Минскпроект начинает детальную разработку метрополитена и из всех вариантов выбирает 8-станционный, проходящий под главным проспектом страны. Оставалось немного - утверждение Совмином СССР (!) проектной стоимости и "добро" на строительство. В конце декабря 1976 года из Москвы пришел ответ: в Минске метро строить!

5 мая 1977 года в районе будущей станции "Парк Челюскинцев" начались первые работы. В лучших традициях советской стройки: много красных плакатов, пламенных речей о досрочной пятилетке и так далее. А 16 июня была забита уже первая свая. Рассчитанное на 8 лет постройки, минское метро сдали 7 лет спустя. Работы разделили поэтапно среди 8 участков, которые располагались на местах будущих первых восьми станций. Начинались работы постепенно по всей будущей линии. А первый проходческий щит был доставлен в разобранном виде (120 тонн) аж из Днепропетровска, так как Минск своего не имел. На первой линии было много сложных участков, начиная подводными реками, Свислочью и железнодорожными ветками. Частенько строители ошибались при постройке, но в целом процесс шел более чем удачно.

Уже в 1980 году началась отделка станции "Московская" (первоначальное название "Волгоградская"). В Минске впервые был применен революционный по тогдашним меркам метод постройки - так называемая "стена в грунте", когда сооружение ведется более быстрыми темпами.

26 июня 1984 года первые лица правительства нашей страны спустились на станцию "Площадь Победы", чтобы прокатиться на первой линии по станциям "Институт Культуры" - "Московская". Для жителей и гостей столицы метрополитен был открыт 30 июня того же года.

Второй этап развития метрополитена пришелся на 1987 год - открытие "Востока". Спроектированный в сжатые сроки, этот кусок работы явил нам самое настоящее геройство подземных работников. Маркшейдеры работали круглосуточно, постоянно приводя в порядок свои расчеты. "Восток" стал удобным пересадочным узлом для 100.000 минчан. Однако дальше продолжение проведения первой линии решили отложить, согласно слухам по причине массовых захоронений гитлеровцев в лесу за станцией.

Проектные чертежи второй линии появились уже в 1981 году, однако о постройке её не могло быть и речи, слишком много денег уходило на первую очередь. По проекту было заложено 15 станций, которые должны были связать Заводской район и отдаленные участки Красного Бора.

В 1984 году заложили сваи на вторую линию по участку "Фрунзенская" - "Тракторный завод" и в 1990, а точнее 31 декабря проехались первые поезда. 3 июля 1995 года были сданы "Молодежная" и "Пушкинская", а 7 ноября 1997 года - "Автозаводская" и "Партизанская". Постройка "Могилевской" растянулась аж на 7 лет. Впервые для этой станции были разработаны новые стандарты: платформа 15 метров в ширину (вместо обычных 10), длина станции укорочена на 50 метров (учитывается рабочее и подсобное отделение), что дало возможность не закрывать проспект при постройке полностью. Увеличилась также и длина платформы - на 10 метров. 5 сентября станция была открыта президентом РБ. Впервые сделаны и павильоны для входа, которые укрывают от осадков лестницы, а также построено два лифта для инвалидов.

В "Минскметропроекте" осуществлено новое направление работы: постройка таких же павильонов над всеми спусками в метрополитен. Работы уже закончены на "Площади Якуба Коласа", "Московской", ведутся на других станциях.

В 1996 году работы по постройке метрополитена в Минске передвинулись на новый фронт. Подземку решено протянуть в отдаленные спальные районы запада Минска через три станции - "Раковскую", "Кунцевщину" и "Каменную Горку". В 1998 году работы велись уже на всех трех участках (в 1996 - только на одном).

В 2001 году начато строительство продолжение первой линии на восток города - до станций "Борисовский Тракт" и "Уручье". Впервые подземка Минска выйдет за МКАД.

В 2003 году Минский метрополитен получил в эксплуатацию второе электродепо "Автозаводское", расположенное также за кольцевой дорогой. Метродепо располагает необходимой базой для ремонта электропоездов. Зимнее расписание 2003 года было впервые составлено с учетом начала работы комплекса.

В 2004 году начато строительство продолжения первой линии на юго-запад.

Перспективы

В самых ближайших перспективах - в сентябре 2005 открытие "Спортивной", "Кунцевщины" и "Каменной Горки", затем в 2008 - "Борисовского Тракта" и "Уручья". В 2011 году планируется сдать в эксплуатацию трех станций юго-западного участка первой линии. Начало строительства третьей линии - приблизительно 2010-2011 годы. В будущем минская подземка должна разрастись до 4 линий с пересадочными узлами на "Тракторном Заводе", "Фрунзенской", "Академии Наук", "Площади Ленина", а также полукольцом в центре. На данный же момент остается мечтать о тех временах, когда на подземном поезде можно будет добраться из Зеленого Луга в Серебрянку за 20 минут...





На отгрузке грунта в тоннеле. (из книги "Минские метростроевцы")


Первая свая "Площади Победы". (из книги "Минские метростроевцы")


19 мая 1981 года - первая "стена в грунте" для Площади Независимости. (из книги "Минские метростроевцы")


Подъем грунта под станцию "Октябрьская". (из книги "Минские метростроевцы")


"Парк Челюскинцев" готов! (из книги "Минские метростроевцы")


Установка последнего перекрытия на "Московской" (из книги "Минские метростроевцы")


Идет отделка станции "Московская" (из книги "Минские метростроевцы")


Проходка "Площадь Ленина" - "Институт Культуры" завершена! (из книги "Минские метростроевцы")

Другие фотографии о строительстве метро в Минске смотрите в разделе фотогалереи "На стройках"

design & programming by BDW (Minsk, BY)
© 2000-2004 e-mail: subway@tut.by
Используются технологии uCoz