» статьи » Архитектура станций |
|
"Метрострой" /№4-1984/
Ю.Григорьев Архитектура станций Работа над архитектурно-художественным оформлением 8 станций I очереди Минского метрополитена стала ответственным экзаменом творческой зрелости и возможностей наших зодчих, художников и других специалистов. Разработкой проектов занимались институты "Метрогипротранс" и его филиал "Минскметропроект", "Минскпроект", "Белгоспроект", а также производственный художественный комбинат. Этому предшествовал открытый конкурс, результаты которого использованы в проектных решениях. Руководство и координацию работ авторских коллективов осуществляли ГлавАПУ Мингорисполкома и специально созданный координационный совет, в который вошли ряд ведущих архитекторов и художников, ответственные партийные и советские работники города. Совместно с Союзом архитекторов и Союзом художников Белоруссии ГлавАПУ были подготовлены архитектурно-планировочные задания на каждую станцию с учетом Генерального решения всего комплекса. В процессе совместных творческих поисков проявилась недооценка со стороны художников ведущей роли архитекторов и технологов и попытка придать художественным элементам главенствующее значение. Однако координационный совет сумел направить эти поиски на создание вариантов без крайностей художественного перенасыщения и архитектурных излишеств со стереотипными приемами. При выполнении проектов интерьеров учитывалась комплексная разработка всех основных планировочных узлов, начиная со входных зон и кончая перронными залами. Станции имеют небольшие параметры по ширине и высоте, поэтому как генеральную архитектурную линию мы приняли решение, в соответствии с которым станции должны быть максимально светлыми. Белые, со сдержанным включением сочных архитектурных и художественных цветовых гамм, что характерно для белорусского народного колорита, они выглядят просторнее и параднее. Сложными были поиски правильного и в то же время разнообразного искусственного освещения, от эффективности которого во многом зависит как функциональное, так и эстетическое качество интерьеров. Названия станций во многом определили их тематическое, идейно-художественное содержание и архитектурное своеобразие. "Московская" (архитекторы: Ю. Ивахнешин, Л. Кустова, Л. Погорелов, художники: В. Довгяло, В. Стельмашонок) размещена в восточной части Ленинского проспекта. Образная характеристика станции найдена архитектурными средствами в синтезе с монументально-изобразительным искусством. В основу цветового решения положены белый, золотой и красный цвета, исторически характеризующие образ Москвы (белокаменная, златоглавая, красная). Стены и колонны вестибюльных групп облицованы белым мрамором. Торцевая стена над входом в перронный зал выполнена в мраморной орнаментальной мозаике, в центре которой - часы, художественно решенные наподобие курантов башни Московского Кремля. Колонны и тяги путевых стен имеют резные мраморные каннелюры, тяги и детали, которые вместе с пластикой потолка создают скульптурный образ московских зданий. Объединяющий элемент интерьера - пол, выложенный темно-красным полированным гранитом со светло-серым геометрическим рисунком. Дополняют архитектурный образ станции два панно на путевых стенах в технике флорентийской мозаики. В условной трактовке, в дымчатой цветовой гамме предстают силуэты основных исторических зданий и сооружений Москвы. "Парк Челюскинцев" (архитекторы: К. Вязгин, В. Кривошеев, В. Сокол, Б. Юртин, художник Ю. Индриксон). Станция размещена в той части Ленинского проспекта, которую формируют парк Челюскинцев, Ботанический сад АН БССР и площадь Калинина. Платформенный зал станции представляет собой единый объем, перекрытый мощным сводом, при возведении которого использован шестиметровый шаг передвижной опалубки. Это позволило в продольном направлении расчленить гладкий свод на крупные падуги и в сочетании с заглубленными нишами и карнизами для скрытых источников света получить своеобразный и современный архитектурный ритм. Люстры в сочетании с белым сводом придают станции ощущение нарядности и легкости, чему способствуют также введенные в ниши динамичные латунные элементы. "Академия наук" (архитекторы: А. Зензин, М. Пирогов, при участии К. Филипповича, художники: В. Чурило, С. Соколов) находится в районе Ленинского проспекта, где размещены здания Академии наук БССР, больница, Белорусский политехнический институт, кинотеатр "Октябрь" и другие объекты. Станция - с продольным шагом колонн 4,5 м выполнена в сборных конструкциях. Пространство станции раскрывается через ритм колонн платформенного участка и обогащается монументальными панно из бетона, размещенными в зонах лестничных спусков. Пол платформы облицован серым полированным гранитом в сочетании с лабрадоритом. В отделке стен и колонн применен серый и белый мрамор и профили из нержавеющей стали, что способствует благородной сдержанности архитектурного пространства. "Якуба Коласа" (архитекторы: А. Зензин, М. Пирогов, при участии К. Филипповича, художники: Ю. Богушевич, Г. Жарин, В. Чурило, Л. Толбузин) размещается на площади, носящей имя народного белорусского поэта. В прилегающем районе находятся крупные промышленные предприятия, институт физкультуры, политехнический институт, филармония, ЦУМ, Центральный рынок и другие учреждения. Станция с продольным шагом колонн 7,5 м возведена в сборных конструкциях. Художественная тема - белорусское народное творчество. В покрытии конструкции применен сборный декоративный элемент с наклонными ребрами, ассоциирующимися с издавна применяемыми в народном зодчестве стропилами крыш. Этот прием придал станции самобытный характер. Колонны перронного зала облицованы керамическими изразцами золотистого тона с рисунком стилизованного народного орнамента заводского изготовления. В такой же керамике выполнены и панно над спусками в перронный зал из кассовых вестибюлей. "Площадь Победы" (архитекторы: К. Вязгин, Б. Ларченко, Б. Школьников, художники: В. Довгяло, В. Стельмашонок) расположена в центре Минска. Выход на одноименную площадь увязан с созданным здесь ее подземным уровнем и реконструируемой зоной у памятника Победы. Станция - колонного типа с шагом опор 6 м, платформенный зал осуществлен по типовому проекту с использованием подкладочных плоских плит перекрытия. В основе объемно-пространственного решения перронного зала - создание образной торжественности станции. Главный элемент зала - ритм колонн с расширяющимися капителями, переходящими на крупную клетку ригельной системы, и светильники из штампованного тонированного стекла в углах капителей. Архитектурная трактовка несет различные образные ассоциации: это и арки Победы - в ритмическом шаге монументальных опор, и цветы Победы - в пластическом строе капителей колонн, и салют Победы - в искрящихся люстрах. Основные отделочные материалы - белый мрамор на путевых стенах и колоннах, в вестибюлях, красный и серый гранит пола, тонированное стекло люстр перронного зала и светильников вестибюлей. Художественный образ станции дополняют тематические декоративные элементы из металла и стекла над эскалаторным спуском, а также в зоне подземного уровня площади. "Октябрьская" (архитекторы: Ю. Вдовин, Ю. Григорьев, Е. Леонович, М. Тренин, художник А. Кузнецов) размещена в зоне одноименной площади, где проходят праздничные манифестации и находятся основные административно-культурные учреждения. В перспективе предусмотрено пересечение первой и второй линий метрополитена. Тематическое, идейно-художественное содержание и архитектурное построение перронного зала отражают значение Октября в истории республики. Несколько увеличенная высота зала позволила авторам найти своеобразную форму колонны - в плане звездообразную с динамическим развитием ее в верхней части и включением в капитель светильников из литого стекла янтарного тона. Колонны из белого мрамора в сочетании со светильниками, рельефный лаконичный орнамент потолка и пола из полированного красного гранита создают торжественность интерьера зала. Этому способствуют два рельефных белых панно на торцевых стенах, символично отображающие тему Октябрьской революции и победу идей коммунизма. "Площадь Ленина" (архитекторы: В. Барташевич, Ю. Градов, Л. Левин, С. Тылевич, художник В. Мигаль, скульптор А. Аникейчик) является важным композиционно-связующим элементом двух формирующих ансамблей центрального ядра города - одноименной и привокзальной площадей. Градостроительная значимость размещения станции в зоне сосредоточения больших пассажиропотоков продиктовала архитектурно-художественные требования к ее образному и функциональному решению - лаконичность, отсутствие лишних декоративных деталей. Здесь избран новый тип свода - вспарушенного, как бы парящего над платформой и контрастирующего с активно выявленными карнизными элементами, отделяющими его от путевых стен. Применено скрытое размещение источников света за карнизами и подсветка путевых стен с текстами названия станции. Архитектурно-художественное решение составляющих элементов выдержано в спокойных, светлых тонах, в сочетании с темно-розовым цветом путевых стен. В центре перрона сделан как бы эмоциональный акцент - объемная декоративно-художественная композиция. Она находит органичное развитие на выходах из станции в композициях "1905 год" и "Ленин". "Институт культуры" (архитекторы: В. Ивличев, Е. Леонович, В. Очайкин, К. Энштейн, художники В. Чайка, С. Котович) расположена в районе Московской улицы, где сооружается новый жилой массив рядом с Институтом культуры. Станция сводчатого типа, из монолитного и сборного железобетона. Композиционное решение построено на ритме падуг, разделяющих путевые стены и свод. Они заполнены декоративными вставками из литого стекла и алюминия и визуально соединены в зоне свода архитектурными элементами, за которыми расположены светильники. Декоративные вставки из желтого, оранжевого и красного стекла и смальты включают в себя изображения барельефных фигур и образно отражают достижения культуры Белоруссии. Вся станция решена в белых тонах с контрастными сочными вставками и создает ощущение мажорности и народного колорита. Индивидуальности и своеобразию архитектурно - художественного оформления способствует рациональное применение разных видов гранита (в том числе местных месторождений), белого мрамора, цветного литого стекла и других долговечных материалов. На путевых стенах всех станций, сообразуясь с архитектурным замыслом, размещены их названия- из объемных металлических букв. В комплексе с архитектурно-художественным решением интерьеров разработаны элементы визуальной информации, единой по своему решению, и малые формы с учетом современных тенденций дизайна. Язык архитектуры и художественных элементов интерьеров станций и их вестибюлей в целом лаконичен и сдержан. Четкая ритмика современных архитектурных деталей, оригинальные приемы скрытого и открытого искусственного освещения, способствующие выявлению объемно-пространственного решения, в сочетании с визуальной информацией учитывают специфические особенности функционально-технологического процесса, создают возможность свободной и быстрой ориентации пассажиров. Следует отметить, что основные художественные изделия и элементы для архитектурно-художественного оформления выполнены на предприятиях министерств стройматериалов и местной промышленности, а также на рижской фирме "Максла". В изготовлении элементов визуальной информации и малых архитектурных форм участвовал ряд промышленных предприятий Минска. Опыт, приобретенный при разработке проектов I очереди Минского метрополитена, будет использован при проектировании последующух линий.
|
design & programming by BDW (Minsk, BY)
| © 2000-2004 e-mail: subway@tut.by |