» статьи » Соразмерность масштабов |
|
"Метрострой" /№1-1987/
Е.Леонович Соразмерность масштабов Архитектурная тематика станции "Восток" посвящена советской молодежи (что обусловлено расположением поблизости крупного комплекса Белорусского политехнического института и нового района городской застройки, а также активным участием молодежи в восстановлении и строительстве столицы Белоруссии). Если смотреть на тему шире, в нее нельзя не включить значительное достижение нашего века - освоение космического пространства, начало которому было положено выходом человека в космос, на корабле с идентичным названием. Сама тема определена в поиске нового, нетрадиционного: как известно, молодежи всегда свойственна новизна, свежий взгляд на казалось бы неоспоримые явления. Этот нетрадиционный подход и положен в основу архитектурного решения станции. Вестибюли и платформенная часть станции раскрыты и объединены в один объем. Масштаб внутреннего пространства стал в какой-то мере соразмерен масштабу окружающей застройки. Архитектура интерьера разработана с учетом того, что восприятие внутреннего объема при входе пассажира на станцию различное с разных уровней и точек, так как вестибюли раскрыты со стороны платформы. Пластическую выразительность объема создает не только пропорциональность его членения, но и сама конструкция обделки. При общности архитектурного решения всей станции прочитывается обособленность каждого ее элемента: вестибюлей, платформы благодаря своеобразной трактовке боковых стен, перил, лестниц, отделяющих вестибюли от платформы, а также различному принципу их освещенности. Архитектурный образ сооружения создан на основе единого удачно найденного элемента свода, выполненного в сборном железобетоне и напоминающего по форме лепесток цветка. В перспективе интерьера он ассоциируется с окнами-иллюминаторами огромного космического корабля будущего. Продольный козырек над путевой стеной платформы является активным архитектурным элементом. Он несет двойную функцию: служит затеняющим элементом для машиниста электропоезда и одновременно, облицованный белым мрамором, отражающим световым экраном. Это дает в совокупности с отражением от пола более равномерное освещение по всему куполу свода и исключает затемнение его середины, а следовательно, ощущение провисания. Полоса из анодированного под золото алюминия на козырьке "связывает" надписи названия станции и, проходя над тоннелями и перилами лестничных спусков вместе с полосой безопасности у бортовой платформенной, зрительно обозначает опасную зону для пассажира. Рисунок пола платформы с учетом его хорошей обозреваемости со стороны вестибюлей построен на контрастном сочетании светлого и красно-коричневого гранитов Киргизского и Капустянского месторождений с небольшим вкраплением белого мрамора и представляет собой строгий геометрический орнамент с введением отдельных элементов из национального белорусского орнамента по центру платформы. Основная гамма пола - светлая, поскольку в общей системе освещения он является отражающей плоскостью. Нетрадиционно и по-новому решена технологическая часть: обслуживание светильников на платформе может происходить в любое время суток минимальным количеством специалистов: то же в отношении кабельной разводки на путевой стене. Отпала необходимость в установке передвижных вышек на платформе и устройстве кабельных шкафов на путевых стенах, которые, как известно, не являются элементом украшения станции. Хорошее качество отделочных работ, мягкость линии очертания свода и отдельных архитектурных элементов, включая форму светорассеивателей, преобладание белого цвета в сочетании с темно-красным и золотистым, создает особый мажорный настрой, ощущение грандиозности сооружения.
|
design & programming by BDW (Minsk, BY)
| © 2000-2004 e-mail: subway@tut.by |