» статьи » Взрыв в метро? Да нет, паника! |
|
"Свободные новости" /06.08.1999/
Александр Коктыш, Ася Третюк Взрыв в метро? Да нет, паника! Черный "прикол" судьбы - самые тяжелые времена для минского метрополитена пришлись на его пятнадцатилетний юбилей. Все нестандартные ситуации в одном из любимых минчанами виде общественного транспорта на слуху: архитрагедия в подземном переходе станции метро "Немига"; месяц назад в тоннеле остановился ни с того ни с сего целый состав по причине потери основного управления; и вот в прошлую среду накануне вечернего часа пик при движении поезда отцепился вагон. Если попытаться в миллионный раз вспомнить, пожалуй, самый популярный в последние годы фразеологизм на постсоветском пространстве "пока гром не грянет, мужик не перекрестится", то, наверное, уже наступила очередь молний. И весь вопрос заключается, дотянут ли они свои "нежные" щупальца до нас с вами. Представить, что может произойти при столкновении переполненных вагонов в подземке, нетрудно. Вспомните любую крупную ж.-д. катастрофу с пассажирскими поездами. Начальник минского метрополитена Николай Андреев убежден: "Столкновение вагонов при любой неисправности подвижного состава полностью исключено. При разрыве связи между вагонами автоматически срабатывает тормозная система. Между машинистом и диспетчером существует постоянно действующая связь. В конце концов, на табло диспетчера прекрасно виден весь путь движения того или иного состава. Поэтому меры по решению той или иной неординарной ситуации в метрополитене принимаются незамедлительные и максимально эффективные". Максимально, не максимально, а пассажирам внезапно отцепленного от основного состава вагона в тоннеле между станциями "Площадь Победы" и "Октябрьская" 28 июля пришлось изрядно помандражировать. Слухи насчет кромешной темноты в роковом вагоне оказались преувеличены - горела аварийная сигнализация. Но таблетки от сердца, давления и др. народ поглощал активно.Справедливости ради, вызванная бригада "скорой помощи" в тот день все же не понадобилась. Как утверждает главный "метроначальник", не было от тех "страдальцев-пассажиров" обращений в стационарные медпункты. Правда, одна девушка, находившаяся в отцепленном вагоне, написала-таки гневную петицию по поводу всего случившегося. Насколько обоснован ее гнев? ЧТО БЫЛО? Всего "нестандартная" ситуация длилась сорок одну минуту: с 16.20 до 17.01. Все это время пытались эвакуировать пассажиров, не доехавших буквально 80 метров до станции метро "Площадь Победы". Можно ли было это сделать быстрее? Движение в метрополитене представляет собой непростую систему сообщающихся сосудов, поэтому 40 минут на ликвидацию последствий ЧП - не такой уж большой срок. Тем более, никто не хотел увидеть взрыв в центре города. Главный вопрос - почему произошло это ЧП? Выражаясь техническим языком: у возвратной пружины замка автосцепки произошел надлом хвостика. Эта внешне безобидная неисправность и привела к чрезвычайному происшествию в метро. КТО ВИНОВАТ? Сразу же после ЧП было проведено оперативное совещание, на котором в дисциплинарном порядке наказали ответственных за техническое состояние того злополучного состава. Ну и конечно, постфактум в спешном порядке осмотрены замки автосцепок всех вагонов минских составов. Несмотря на это "размахивание кулаками после драки", хочется спросить: неужели нельзя было раньше позаботиться о прочности нужного "хвостика"? Как пояснил "СН" Николай Андреев, в принципе какого-то четкого срока эксплуатации возвратных пружин, о которых шла речь выше, нет. Есть техническое обслуживание, которое проводится каждые 240 тысяч километров пробега того или иного вагона (в переводе на время это где-то 3,5 года активной эксплуатации). При таком раскладе виноват, понятное дело, стрелочник, то бишь слесарь-ремонтник, производивший осмотр злосчастного вагона. Самое интересное, что именно слесарей-ремонтников катастрофически не хватает минскому метрополитену. При штате в 94 человека, что называется, "в боевом строю" всего 45 человек. Причина дефицита тривиальна - низкие заработки. Слесарь-ремонтник пятого разряда получает "грязными" около тридцати миллионов рублей (и это после майского повышения зарплат работников метро в 2 раза). Труд - не сахар, ответственность большая. Вот и бегут квалифицированные кадры из минского метрополитена. Может, и бежали бы себе на здоровье. Но вот только не обернется ли такая экономия второй Немигой? Есть, конечно, еще более радикальный способ решения безопасности в метро - покупка новых подвижных составов. В мае этого года один такой был куплен в Санкт-Петербурге за 250 миллиардов рублей. Далее метрополитен намерен приобрести еще один - уже за 560 миллиардов белорусских рублей. Как вы сами понимаете, при известной нищете городского бюджета рассчитывать на подобные покупки в обозримом будущем особо не приходится. Поэтому, может, стоит все-таки добавить пару десятков миллионов рублей слесарям-ремонтникам? Думается, эту идею поддержали бы все без исключения минчане, побывав в шкуре тех "жертв" отцепленного вагона хотя бы одну-две минуты. ЖДАТЬ ЛИ ПОВТОРА? Вопрос, конечно, прелюбопытный. Как известно, 13 июня этого года недалеко от площади Якуба Коласа внезапно остановился целый состав - в электрических цепях пропал контакт и было потеряно управление поездом. Как прокомментировал данную ситуацию Николай Андреев: "Ничего страшного не произошло. Не часто, но похожие ситуации случаются. Правда, обычно при отсутствии пассажиров и ничего экстраординарного они не представляют. К тому же у нас всегда есть запасной состав, готовый подстраховать неисправного "коллегу". Все вышесказанное звучит вроде бы убедительно. Но. Но в минском метро хотелось бы, мягко говоря, ощущать себя более безопасно. Даже согласно официальной информации, перегруженность вагонов во время вечернего часа пик достигает 20% - интервала в три минуты между поездами недостаточно. На данный момент нет даже технических возможностей уменьшить этот интервал и приблизить к утреннему - в 2,5 минуты. Правда, может быть, по осени при стечении всех благоприятных факторов и обстоятельств на первой линии ("Восток" - "Институт культуры"), минчане и получат более-менее цивилизованное путешествие в метро благодаря 2,5-минутному интервалу. Может быть... А пока. Пока будем заниматься непроизвольным петтингом с лицами обоих полов в часы вечернего часа пик и ощущать всю прелесть коллективных поездок в общественном транспорте. И думать, что самые черные времена минского метро уже прошли. Вагон отцепился от основного состава и остановился. Причем не где-нибудь на открытом воздухе, а в тоннеле. Под землей. В вагоне люди, человек этак 200. На часах - время пик. А вокруг темнота, незнакомые люди, жадно прислушивающиеся к любому шороху: а вдруг вагон тронется с места. Но вагон стоит пять минут, десять, пятнадцать. Иногда на смену ожиданию приходит страх, паника. И на память приходят события на "Немиге" 30 мая. Почему- то именно к этой трагедии возвращался телефонный разговор с психологом анонимной службы телефона доверия. Мнение специалистов: В таких экстремальных ситуациях отчетливо прослеживается состояние общества страны, где далеко не все спокойно. Видно, как люди обозлены, легко срываются - сказывается сильная незащищенность личности как правовая, так и психологическая. Добавьте к этому ряд испуготравмирующих факторов: темнота, неизвестность, замкнутое пространство. В такой ситуации достаточно крикнуть одному человеку, и люди в вагоне могут превратиться в стадо, зараженное мощным вирусом страха. Состояние крайнего ужаса, паники толкает людей к неадекватным действиям, к принятию нестандартных решений, за которые они не несут никакой ответственности. Если находится лицо, которое не поддается реакции толпы и которое может противостоять, то этот человек, как правило, выживает. Так, по крайней мере, считал дедушка Фрейд. Но вот "пленение" закончилось, люди выпущены на свободу. На смену страху (клаустрофобии) приходит вздох облегчения: кто-то уже смеется, кто-то от радости плачет, кто-то материт на чем свет стоит "это метро" - все зависит от темперамента человека. Лишь придя домой, например, человек начинает ощущать себя в безопасности. А потом вдруг чувствует, что не может найти себе места, на душе муторно, дрожат руки, по ночам снятся кошмары, учащенно бьется сердце, к нему возвращается страх. Сей диагноз называется посттравматическим шоком - таковы последствия перенесенного страха. Психологи считают, что от "стоячего" вагона метро вряд ли могут быть подобные последствия, но опять же, недавние события на "Немиге" вполне могут обострить пережитые потрясения, чреватые последствиями. Тех, кто побывал в подобной переделке, удалось найти с большим трудом. Анатолий, 35 лет: - О чем я думал, находясь в темном тоннеле метро? Представьте, о том, что если б вагон полчаса простоял не в Минске, а где-нибудь, скажем, в Англии, я бы обратился с иском в суд и получил бы в виде компенсации за моральный износ своего здоровья и потерю драгоценного времени огромную сумму. При этом обязательно бы нашлись виновные. У нас, к сожалению, ситуация с точностью до наоборот: люди беззащитны, виновных нет. Хотя даже в темноте, там, в подземке, я чувствовал, как людей парализовал дикий страх. Вы же понимаете, в какой стране мы живем. Валентина, мать двоих детей: - Сразу подумала о своих малышах, которых оставила под присмотром матери. Это сейчас отлегло, а тогда было страшно, ведь ничего не объявляли: почему стоит вагон, сколько это будет продолжаться. Знаете, перед глазами пробежала вся жизнь. С тех пор боюсь пользоваться метро. Мне кажется, я не совсем пришла в себя - мучает какое-то чувство беспокойства, стала раздражительной. Молодой парень, назвавшийся Артуром: - А что, собственно, случилось. Ну постояли мы с подружкой в темном вагоне. Тепло, на голову не капает. Каждый думал о своем, а мы с Надюшей о своем. Не знаю, как кому, а нам с ней было хорошо. Романтика, знаете ли... ЦИФРЫ, ФАКТЫ Минское метро перевозит в сутки 700 тысяч пассажиров, или 26% от общего дневного пассажирооборота столицы. В выходные дни метро загружено несколько меньше. В этом году исполняется 15 лет минскому метрополитену, считающемуся и по сей день одним из самых красивых и современных на территории бывшего Советского Союза. Сегодня столичный метрополитен - это две линии протяженностью 18 с половиной километров с семнадцатью станциями. До 2000 года предполагается продлить вторую линию от станции "Автозаводская" до станции "Могилевская". Это около 2 километров путей и еще одно электродепо. К 2002 году планируется ввод участка от станции "Пушкинская" до станции "Каменная горка" эксплуатационной длиной около 4 километров. Минское метро, как и все метро мира, убыточно. Доходы от продажи жетонов, талонов и проездных билетов покрывают убытки подземки только на четверть. Стоимость проезда в метро растет параллельно с ростом минимальной заработной платы. СМЕРТЬ РЯДОМ В среднем, кончают жизнь самоубийством в метро раз в год. Иногда случается внезапная смерть в подземном тоннеле. В 1997 году больной студент одного из столичных вузов оступился на платформе и разбился насмерть. Вообще люди падают случайно и неслучайно на рельсы раз в полгода, вещи - значительно чаще. В таких случаях сразу же отключается напряжение на данной станции и принимаются меры по спасению людей и вещей. Что касается других инцидентов в метро, то кроме еженедельного задержания нескольких выпивших мужиков еще на подходе к пропускным турникетам, особых ЧП в метрополитене за последнее время не происходило. НЕЗАДАЧА: КТО-ТО ВАС ТОЛКНУЛ НА РЕЛЬСЫ В связи с участившимися в метро ЧП многие горожане начинают задавать себе вопрос: а так ли оно безопасно? Оказывается, основные конструкции рассчитаны на эксплуатацию в течение 300 лет. Гораздо быстрее вырабатывают свой срок эскалаторы. В течение лета пассажиры могли видеть, как их заменяли на станции "Октябрьской". Не раз приходилось слышать вопрос о том, что делать, если по каким-то причинам оказался на рельсах в метро. Действительно, об этом нигде не написано, а знать не помешает. Во-первых, не надо паниковать, ничего страшного не произошло. Нужно пойти к началу платформы по движению поезда и ждать,когда вам помогут выбраться. Многие почему-то думают, что ток проходит по одному из железнодорожных рельсов, и достаточно на него ступить, как тут же получишь смертельный удар. Это ерунда. На самом деле контактный рельс находится под платформой и закрыт кожухом, так что надо еще постараться добраться до электричества.
|
design & programming by BDW (Minsk, BY)
| © 2000-2004 e-mail: subway@tut.by |