» статьи » Андеграунд
главная >
новости >
история >
фотогалерея >
схемы линий >
хронология >
пресса >
файлы >
техника >
станции >
портрет >
акции >
обновления >
автора! >
о проекте >
ссылки >
форум >
"Советская Белоруссия" /№122 от 05.05.2001/

Максим Нахват

Андеграунд

"Метро", на мой взгляд, слово очень красивое.

Хотя американское "subway" или немецкое "U-bahn" тоже достаточно приятны, пусть не столь и привычны для слуха. Метро... "Underground", как говорят англичане, - "подземка". Колесики, жетончики, вагончики. Как говорится, любишь кататься - люби и катайся. Ну что, поехали?

Полицейские и воры

"Осторожно, карманный вор!" - не устает предупреждать нас вагонная листовка. Тем не менее бумажники из карманов и сумок пассажиров систематически пропадают. Мне, к несчастью, однажды тоже довелось стать жертвой, проехав всего одну остановку: на перегоне "Площадь Победы" - "Октябрьская" бумажник из кармана куртки бесследно улетучился. Потерю я обнаружил только минут через 20. Шансов, само собой, уже никаких, тем более что никого из тех, кто стоял рядом, я не запомнил.

Вообще, карманными кражами в метро занимается оперативно-поисковый отдел УВД горисполкома. Эти люди подчас находятся в вагонах рядом с нами. Определить потенциального преступника они, как правило, могут по поведению или даже по выражению лица - глаз наметан. Одному карманнику, например, руки скрутили непосредственно рядом с моей знакомой сразу после того, как в вагонной толчее он выудил-таки бумажник из ее сумочки. Однако не стоит уповать на то, что подобное произойдет и с вами, - спасение утопающих в первую очередь дело рук самих утопающих. И не спешите прощать преступника, получив назад свою вещь, свидетелями чего часто становятся работники отдела. Безнаказанно отпустите - и его жертвой станет еще кто-нибудь, а может, опять вы.

Милиция в метрополитене тоже не бездействует, пусть воры и не совсем их специфика, - за первый квартал этого года раскрыто 24 преступления, задержано 84 человека, официально находившихся в розыске. Поражает другая цифра - 4.086 человек задержано за административные правонарушения. Лидирует в этом списке "появление в общественных местах в пьяном виде" - 2.821 человек. Далее следуют "несовершеннолетние после 23.00" - 232 случая, "торговля в неустановленных местах" - 221, "мелкое хулиганство" - 180. 88 человек отправлены в медвытрезвитель. А совсем недавно произошел такой случай: вечером на станции "Пушкинская" в комнату милиционеров вдруг направился мужчина. Дальше все было, как в кино: достал оружие, похожее на пистолет Макарова, и открыл огонь. От неожиданности милиционеры на миг опешили, а потом набросились на преступника и повалили на пол. Тот продолжал стрелять и одного стража порядка все-таки ранил. Нападавшего задержали, и сейчас Фрунзенским РУВД возбуждено уголовное дело по статье "Злостное хулиганство", личность преступника пока является тайной следствия. Пистолет, правда, оказался воздушным помповым и заряжался металлическими шариками, а задержанный признался, что приходил "сводить счеты". Бывает же...

Взгляд изнутри

Проехаться под землей в кабине машиниста мне хотелось давно - освещенные светом вагонов стены тоннеля как-то приелись, душа желала новых ощущений. И вот наконец получилось: состав трогается, и тоннель начинает стремительно исчезать за спиной; происходящее напоминает необычный аттракцион. Перегон от "Института культуры" до "Площади Независимости" достаточно ровный, едем себе и едем. Когда поезд приближается к перрону, ловлю себя на мысли, что, вероятно, нечто похожее видели те, кто пребывал в близком к смерти состоянии: темный тоннель и надвигающийся белый свет. А потом вагоны начинают выезжать навстречу своим пассажирам, и мне с непривычки кажется, что они сейчас начнут сигать под поезд.

- У меня был случай, когда человек упал на рельсы, - Геннадий Владимирович Лысенко, машинист-инструктор, сопровождает меня в этой поездке, мастерски справляясь с порядочных размеров пультом управления. - Я быстро среагировал, остановил состав. А вообще все чрезвычайные случаи мы генерируем на компьютере в учебном центре, где есть и мое рабочее место, отрабатываем их, поэтому машинист должен справиться с любой ситуацией.

- А что больше всего не нравится в работе? Ведь не так и легко 6 часов находиться под землей.

- К этому привыкаешь, хоть и устаешь порядком. Не нравится, пожалуй, культура пассажиров. Бегут, например, сломя голову к поезду. Зачем? Через 3 минуты еще один придет, куда торопиться? Или, скажем, все уже в вагоне, а тут парочка: парень бегом - двери держать - и ждет, пока его девушка медленным шагом дойдет. А у нас же расписание движения до секунд обозначено. Не понимают люди. Зеркала на платформах разрисовывают, которые для их же блага стоят, чтобы машинист не зажал дверью кого-нибудь.

В глазах тем временем мелькают станции "Октябрьская", "Площадь Победы", "Площадь Якуба Коласа" и так далее - подъемы, спуски, повороты. Доезжаем до "Востока", здесь, оказывается, обычный тупик. Меняем кабину, двигаемся обратно. Первоначальная романтика уступает место ощущению познания, скрывающиеся позади горки и зигзаги пути отчего-то клонят в сон.

- Что ж, спасибо за экскурсию, - говорю Геннадию на конечной, - пойду с другими машинистами немного пообщаюсь. И я поднимаюсь к ним по ступенькам. На двери табличка - "Комната приема пищи", чуть ниже от руки дописано: "писщера", через стену комната отдыха - 4 кресла, журнальный столик, нарды. Машинистов я застаю за едой - суп и салат в пол-литровых банках, домашние бутерброды с колбасой и салом, сдоба с вареньем, чай. Сейчас их самый любимый момент в работе, "самоподмена" - небольшая пауза, которая происходит через 2 - 3 "оборота" - прогона от конечной до конечной и обратно. Все остальное так себе, хотя, по некоторым данным, профессия машиниста по оплате труда находится на третьем месте, больше получают только банкиры и строители. Однако у тех, кто ежедневно возит нас по подземным рельсам, мнение на этот счет отнюдь не такое жизнерадостное. Судите сами: 6 - 7 часов в подземных сумерках каждый день, что легким трудом не назовешь, средняя зарплата с учетом премий, денег "за вредность" и прочего - 230 тысяч. К тому же иногда что-то вдруг не ладится со стороны капризного металла. В общем, тяжела и неказиста...

О братьях наших меньших

- Понимаешь, собаку воспитать нелегко. Она, как ребенок, - сказал заместитель начальника по работе с личным составом подполковник Виктор Иванович Новаш сидящему напротив него молодому милиционеру, коллега которого, сидя на стуле у стены, держит на поводке красивую овчарку, расслабленно лежащую на полу. - Это уход, питание, прививки, болезни, уборка. Мы сегодня борем ся, чтобы собаке психику не сорвать, а тут смотри, как бы тебе не сорвали. Я приветствую твое желание, но ты еще подумай, подумай.

- А что, собаки тоже в метро работают? - спрашиваю у Виктора Ивановича, когда молодой человек покидает кабинет.

- Да, после терактов в Москве нам поступил соответствующий приказ, и у нас сейчас в штате два милиционера-кинолога и одна служебная собака. Нужна еще одна, и, как вы видели, есть доброволец, но он парень молодой, романтики много в голове. А ведь это по крайней мере полгода воспитания и работы. Наша Рада, - "штатная" собака, услышав свое имя, подняла голову и вильнула хвостом, - так она уже девятимесячная и в вольере живет, а он домой хочет взять.

- И действительно есть необходимость в животных?

- Конечно, разное же случается. Например, недавно на станции "Институт культуры" милиция обнаружила чемодан. Вызвали минеров - спецподразделение "Алмаз", так как мало ли что внутри может находиться. Те приехали, лазерным лучом просветили и видят, что там лежат два предмета, похожие на толовые шашки. Открыли, а там два куска мыла, которые по своей форме через лазер шашками казались, - какой-то военный домой ехал, да забыл чемодан. Смешно. Вот и нужны нам собаки, чтобы выявлять в случае чего взрывоопасные вещества, - и Виктор Иванович поднял трубку зазвонившего телефона.

Через тернии к звездам

В кабинете у начальника метрополитена Николая Трофимовича Андреева свежо. Сквозь открытое окно доносятся звуки оживленной площади Независимости.

- Слышал, в этом году метрополитен ждет пополнение.

- Да, информация у вас правильная. 1 сентября должна открыться новая станция метро "Могилевская", продолжение автозаводской линии, а также второе депо в Шабанах. По плану в этот день мы должны поехать по новому участку уже с пассажирами. А еще совместно с заводом медпрепаратов мы строим физкультурно-оздоровительный комплекс для наших работников, и, надеюсь, в этом году работа будет завершена.

- Какими будут следующие шаги?

- Следующие ближайшие планы включают в себя продление той же второй линии от станции "Пушкинская" в сторону Запада - это еще три станции. Строительство уже идет полным ходом, но если сначала завершение работ планировалось в 2003 году, то сейчас называются уже другие цифры - 2004 - 2005-й. Помимо этого, сегодня ведется проектирование продления первой линии в сторону Уручья и Юго-Запада.

- А что касается третьей ветки?

- Я думаю, что это произойдет не раньше 2015 года.

- Как Минское метро смотрится на фоне других? Московского метро, например.

- Ну, с Москвой нам, наверное, сравниваться и не следует, поскольку все показатели там в 15 - 20 раз выше. Хотя в финансовом плане мы, конечно, выглядим похуже - и по зарплате, и по эксплутационным расходам. Но если брать такие похожие на наш метрополитены, как в Харькове или Киеве, - пусть они немного больше, - то здесь мы наравне. Остальные метрополитены отнюдь не лучше, а порой и хуже.

- Говорят, что наше метро самоокупается. Это правда?

- Нет, Минский метрополитен никогда не был самоокупаемым. Более того, в пределах бывшего Союза, где 14 метрополитенов, сегодня ни один не покрывает своих расходов, даже московский. А из более сотни метрополитенов всего мира я знаю только 2, у которых доходы больше расходов, - это метро в Гонконге и Малайзии, хотя информация эта, будем говорить так, не документальная. Все остальные, как и наш, находятся на дотации государства, поскольку, как правило, общественный транспорт нигде не окупается. А так как это в первую очередь социальный вопрос, цены на проезд у нас сдерживаются, и, несмотря на все финансовые сложности, стоимость проезда в ближайшее время вряд ли возрастет.

"Что ж, - подумал я, - это радует".

Любовь и спорт

Любовью, я думаю, по канону жанра мы закончим, пустив таким образом заключительную мелодраматическую слезу на холодный рельс подземки. А вот спорт... Соревнования и метро, по сути, неразделимы, они, как это ни печально, взаимосвязаны длинной цепочкой развития истории и культуры. Человеческой, я имею в виду.

Первый и самый любимый вид спорта пассажиров метрополитена - это "упражнение на самую быструю попу". Наиболее интересно наблюдать за этим процессом на конечных станциях в утренние часы пик, когда подъезжает пустой поезд, и не успевают двери открыться, как людской поток начинает беспорядочно атаковать вагоны в борьбе за уютное сиденье. Ноги и бока конкурентов, конечно же, не в счет. На последующих станциях состав скрупулезно обстреливается цепкими взглядами страждущих свободного места и к происходящему подключаются еще два состязания - "очень хочу выйти" и "а я очень хочу войти". Симбиоз последних двух иногда приводит к мимолетной игре в слова: "Придурок!", "Козел!", "Лопух!" и так далее. Следующее популярное упражнение называется "догнать уходящий состав", - сшибая на эскалаторе людей, которые, в свою очередь, заняты "созданием помехи при спуске", попытаться проскочить сквозь закрывающиеся двери вагона, демонстрируя при этом окружающим силу рук. В случае неудачи можно показать машинисту кулак и смачно сплюнуть. Не менее употребительно спортивное шоу "удержать равновесие" - попытки присесть или встать при тормозящем либо трогающемся поезде. Хотя правильнее его можно назвать "ловите меня, падаю!". Еще несколько малозначительных проявлений спорта в метро опущу. "Давайте будем добрее, терпеливее и внимательнее", - вот что я хочу вам сказать. Ну, и о любви.

...Поезд несся вперед, за окнами вагона мелькали черные ленты тросов на стенах тоннеля.

Они стояли рядом, тесно прижавшись друг к другу в плотном кольце людей. Одной рукой он держался за поручень, другой придерживал ее. Она, в свою очередь, всецело полагаясь на силу мужских рук, нежно обнимала его и, прильнув головой к его плечу, дремала в усыпляющей подземной тряске. Он бесцельно смотрел поверх голов пассажиров, потом взглянул на ее лицо. "Красавица моя, - подумал он, - девочка моя любимая. Как же мне хорошо с тобой". Потом наклонился и прошептал ей в теплое ушко: "А я тебя, между прочим, люблю. Очень". И поцеловал ее в висок. "М-м-м... - чуть слышно выдохнула она и одними губами произнесла: - Я тебя тоже люблю".

к списку статей

design & programming by BDW (Minsk, BY)
© 2000-2004 e-mail: subway@tut.by
Используются технологии uCoz