» статьи » Осторожно, двери закрываются! Следующая станция... |
|
"Белорусская деловая газета" /22.05.2002/
Евгения Ермакович Осторожно, двери закрываются! Следующая станция... Надо же, было время, когда Минск обходился без метро! Причем не век, и даже не полвека, а всего-то лет двадцать тому назад. А сегодня сотни тысяч минчан склонны видеть в нем самый удобный и быстрый способ добираться до нужного места. Некоторым счастливчикам метро даже заменило все другие виды транспорта. Однако справедливости ради стоит отметить, что большинству минчан повезло гораздо меньше. Но и метро не стоит на месте. Куда же оно движется? Каким будет? И когда? Об этом мы говорили с главным инженером УП «Минскметрострой» Эдуардом Жуковым. Строительство Минского метрополитена началось в 1977 году. В 1984 году, когда заработала первая линия, никто и представить не мог, что уже через несколько лет ее возможности окажутся недостаточными — так стремительно рос город. Метро успевало за ним, как могло, и в 1990 году была введена в эксплуатацию его вторая линия. Как все, наверное, помнят, прошлым летом на ней была открыта новая станция — «Могилевская» (кстати, с ее появлением их стало ровно двадцать). Сейчас основной объект приложения сил — это пятый участок второй линии («Пушкинская—Каменная горка»). С введением его в эксплуатацию минское метро пополнится сразу тремя новыми станциями: «Раковская», «Кунцевщина» и «Каменная горка». Случится это в начале 2005 года (про более конкретную дату пока говорить рано). Буквально на прошлой неделе «ушли под землю» работы по продлению первой линии метрополитена от станции «Восток» в сторону Уручья: начался монтаж временных колец в левом тоннеле. Пока что будут строиться две новые станции: «Староборисовский тракт» — в районе 15-го корпуса бывшей БГПА, а ныне Белорусского политехнического института — и «Уручье». В перспективе к ним должна прибавиться еще одна станция, но в этот участок она пока не вошла. По плану это строительство закончится не раньше 2007 года, так что уручанам уже есть на что надеяться. Первая линия будет продлена и в сторону юго-западной части города. Сейчас институт «Минскметропроект» занимается всей необходимой документацией, а в следующем году, возможно, начнутся и подготовительные работы к строительству — если позволят финансовые возможности. Во всяком случае, проект уже практически готов к осуществлению. Но эта перспектива еще более отдаленная. Новые направления для строительства метро выбирались, разумеется, не случайно. Главная задача сейчас — связать с центром самые крупные спальные районы Минска (что из себя представляет автобус в Малиновку или в Уручье в час пик, знает каждый, кто там живет). Метро значительно «разгрузит» транспортные потоки. С другой стороны, оно позволит сократить время, которое люди тратят на дорогу, а то и просто на то, чтобы дождаться нужного маршрута. Кстати говоря, строительство метро отразится на движении наземного транспорта весьма несущественно. Конечно, без некоторых жертв не обойтись — например, станция «Староборисовский тракт», строительство которой уже на подходе, частично попадает под проезжую часть, — но объезды продуманы так, чтобы потери были минимальными. Дорога просто будет расширена, так что автомобили и другой транспорт смогут двигаться практически теми же маршрутами. Как будут выглядеть новые станции? Наверняка этот вопрос интересен многим. И хотя пока точно на него ответить трудно — ведь это становится доподлинно известно лишь за год-два до пуска участка в эксплуатацию, — какие-то основополагающие принципы уже определены. Главный из них — в том, что помпезная роскошь метро советских времен канула в прошлое с ними вместе, и теперь никто не стремится делать из станций памятники архитектуры. Думаю, спорить с этим не имеет смысла, ведь метро — это в первую очередь вид транспорта, а позолота и натуральная кожа, например, в троллейбусе покажутся очевидной нелепицей. Это доказывают и метрополитены крупных европейских городов, которые в большинстве своем сугубо функциональны и лишены декоративных излишеств. Впрочем, минское метро никогда, даже в самом начале, и не отличалось чрезмерной помпезностью. Наоборот, в самом начале 1990-х годов наметилась совершенно противоположная крайность — предельная простота, балансирующая на грани невыразительности и безликости. Даже про элементарное удобство пассажиров словно забыли подумать: полутемный перрон, на всю платформу — всего пара скамеек, к эскалатору не протолкнуться… Теперь же нам обещана «золотая середина» — на первом месте будет стоять функциональность, но при этом каждой станции придадут индивидуальность, свою собственную «изюминку». Судя по появившимся последними станциям метро, такой вариант очень даже приемлем. Таковы ближайшие перспективы минского метро. Проектирование ведется и дальше, но пока что это слишком отдаленное будущее для более-менее детального разговора. Вообще же, в Минске есть все препятствующие строительству метро условия, которые только можно вообразить. И чем дальше от центра города, тем хуже ситуация. Главная проблема — болота, бывшие русла ручьев, рек. Сверху их засыпали, словно и не было никогда, а под землей все осталось, как было. Тем не менее «безнадежных» районов в Минске нет: строительство метро возможно в любом из них, причем не только теоретически. Все необходимые технологии для этого уже существуют. Так что дальнейшее развитие минского метро — лишь вопрос времени и денег.
|
design & programming by BDW (Minsk, BY)
| © 2000-2004 e-mail: subway@tut.by |