» статьи » Тайны минского метро |
|
"Советская Белоруссия" /№157 от 15.06.2002/
Аэлита Сюльжина Тайны минского метро Завтра нашему метро исполняется четверть века. 16 июня 1977 года неподалеку от площади Калинина была забита первая свая. А накануне, в мае, в Минск с Северного Кавказа приехали русский, белорус, украинец и лезгин - линейный отряд горного мастера Алексея Серегина, состоявший из двух проходчиков, крановщика и водителя самосвала. Это и были первые метростроители, прежде возводившие винные погреба в Абрау-Дюрсо, молибденовые рудники в Кабардино-Балкарии, железнодорожные тоннели в горах Северного Кавказа. Затем из Харькова, Киева, Ташкента, Туапсе поехал интернационал добровольцев. Стать метростроевцем было престижно и хорошо оплачиваемо. В пик строительства на крупнейшем отечественном объекте одновременно работало 5 - 7 тысяч человек. А в 1984 году первая линия метро из 8 станций вступила в строй. Если вы бывали в подземках Москвы или Санкт-Петербурга, то Минское метро вам покажется игрушечным. Но это не прихоть строителей. Столица Беларуси стоит на мощных водоносных пластах, поведение их мало изучено и непредсказуемо, посему и решили строить подземку поближе к поверхности, а станции - открытым способом. Это, конечно, породило ряд проблем. Скажем, фундамент театра им. Янки Купалы стал продолжением станции "Октябрьская". Во время земляных работ уникальное здание дало просадочные трещины, его пришлось срочно спасать. Несколько жилых домов вокруг площади Победы также буквально стоят на метро. Их стены потребовалось укреплять и защищать от вибрации. Но самый уникальный участок, конечно, Немига. Перегоны двух станций возле нее находятся под Свислочью и в затапливаемой пойме реки. В этом месте в XII - XIII веках находился центр древнего города. И когда строители снимали первые 2 - 3 метра современного грунта, вслед за ними шли археологи с кисточками, лопатками, пополняя музеи утварью, оружием, посудой, принадлежавшими нашим предкам. Из уникальных находок можно назвать бивни мамонта, между прочим хорошо сохранившиеся в грунтах Октябрьской площади. Повсеместно при строительстве станций находили множество старинных монет, большей частью бронзовых. Как сказал начальник УП "Метрострой" Алексей Серегин, "официально золота не найдено". Партизанский проспект аукнулся метростроителям эхом минувшей Отечественной войны, когда Минск был разрушен до основания, а многие инженерные документы были утеряны. Коммуникации приходилось искать по-саперски - "методом тыка". За 25 лет в белорусской столице сдано 20 станций метро. Причем последние из построенных на 110 метров короче первых, а глубиной они не больше 5,5 метра. Это позволило обойтись без эскалаторов, а в общей сложности новые технологические и проектные решения удешевили строительство на 25 процентов по сравнению со сметой. По просьбе Президента станция "Могилевская", например, была сдана на два месяца раньше срока. "Каменную Горку" планируют пустить в эксплуатацию в августе 2005 года, тем самым вторая ветка метро пройдет через весь Минск от кольцевой до кольцевой, развязав узел транспортных проблем города. В 2006 году подземка пройдет по Уручью в спорткомплекс "Олимпийский". А в 2010 году удлинится еще 4 станциями на Юго-Запад. Если же говорить о более отдаленных перспективах, то следует назвать третью линию, которая свяжет Зеленый Луг с Курасовщиной. Более осязаемое впечатление о том, как строилось Минское метро, дают предлагаемые снимки Петра Костромы - шахтера, фоторепортера, летописца первой белорусской подземки. Его работы публиковались в "СБ" начиная с первой забитой в столице сваи. И вот новая встреча с читателями.
|
design & programming by BDW (Minsk, BY)
| © 2000-2004 e-mail: subway@tut.by |