» статьи » Вперед, на Запад!
главная >
новости >
история >
фотогалерея >
схемы линий >
хронология >
пресса >
файлы >
техника >
станции >
портрет >
акции >
обновления >
автора! >
о проекте >
ссылки >
форум >
Вечерний Минск /24.02.2004/

Магда Крепак

Вперед, на Запад!

Полтора года отделяет минчан от пуска очередного участка метрополитена. На этот раз одновременно заработают три новых станции. Особенно ждут этого события жители западного региона столицы, ведь благодаря метро транспортное сообщение между микрорайонами Запад, Кунцевщина, Сухарево и центром города станет значительно комфортнее.

Ожидание западной ветки метро стало для некоторых горожан трудным испытанием. В своих письмах некоторые наши читатели сетуют: "Сооружение объектов, необходимых простым людям, которые не ездят на автомобилях, откладывается и задерживается. Кольцевую вон как быстро построили, а с метро все тянут". Постараемся утешить наших читателей: на сегодня срок введения участка в эксплуатацию датирован сентябрем 2005-го.

Самые масштабные и трудные работы на этом отрезке, пожалуй, позади. Перегоны и станции, можно сказать, почти готовы. В течение оставшихся 18 месяцев метростроевцы будут их оборудовать, отделывать и украшать.

С помощью архитекторов и инженеров проекта мы смогли заглянуть на полтора года вперед и хотя бы примерно представить, каким же будет этот долгожданный "станционный триптих".

Как рассказал главный инженер проектов института "Минскметропроект" Геннадий Мрочек, длина нового отрезка 2-й линии метрополитена составит почти 4 километра, вдоль которых расположатся 3 станции ("Спортивная", "Кунцевщина" и "Каменная горка"), соответственно три перегона и оборотный тупик за последней станцией.

В перспективе на этом участке, в районе нынешней деревни Кунцевщина, возле МКАД, должна появиться еще одна станция -- "Виленская". Но это дело отдаленного будущего. А пока поговорим о более близких планах.

Зима. Спорт...

Следующая за "Пушкинской" станция -- "Спортивная" -- разместится на пересечении улиц Притыцкого, Бельского и Жудро. Одна из особенностей этой станции в том, что она будет иметь один вестибюль для пассажиров. Куда "девался" второй вестибюль, планировавшийся в самом начале? Проектировщики посчитали, что предполагаемый здесь пассажиропоток слишком мал для того, чтобы сооружать отдельный выход с 10-метровым эскалатором, а без движущейся лестницы не обойтись, поскольку это самая глубокая точка данного участка.

Однако на станции сооружен достаточно большой блок служебных помещений, которые в перспективе можно реконструировать во второй вестибюль для пассажиров.

С эстетической точки зрения станция обещает быть очень привлекательной. Архитектурная тема соответствует названию и продиктована соседством Ледового дворца. Оформление станции решено в холодных бело-голубых тонах с активным включением синего цвета -- на колоннах и путевых стенах (тех, вдоль которых проносятся поезда). А название станции при помощи полоски нержавеющей стали будто бы "напишет" на стенах конек -- помните, как это было модно показывать в старых мультиках и фильмах на спортивные зимние темы? Рисунок пола и стен будет скомпонован так, чтобы ориентировать пассажиров на выход в сторону единственного вестибюля.

Пол из натурального гранита уже уложен: это мы видели собственными глазами, правда, до окончания работ его накрыли специальным настилом. А вот мрамор на стенах и облицовка колонн (это будет, скорее всего, металлокерамика) -- еще впереди. Кстати, эта станция и "Каменная горка" -- трехпролетные, т.е. колонны на них расположены в два ряда.

Осень...

Станция "Кунцевщина" расположена на перекрестке улиц Притыцкого и Лещинского. Выходы направлены в разные стороны -- на Лещинского и на перспективную улицу Якубовского, к торговому центру "Таллинн" (эта часть улицы еще не построена).

Основополагающая цветовая гамма станции -- золотистая охра. Архитектурная тема -- "Золотая осень". В отличие от "соседок" эта станция двухпролетная, с одним рядом колонн посередине платформы. Однако отличается она от других еще и компоновкой. Два вестибюля (и соответственно кассовых зала) сближены друг с другом и расположены так, что по 2-му этажу можно перейти из одного вестибюля в другой. Таким образом, выходы сделаны очень компактно, а продиктовано это расположением самой станции -- вся она уместилась на пересечении названных улиц (на других станциях на перекрестки попали лишь выходы).

По горам, по долам

Вестибюли станции "Каменная горка" позволят пассажирам выйти, с одной стороны, на перекресток улиц Лобанка и Кунцевщина, а с другой -- на Притыцкого. В интерьере этой станции архитекторами заложен принцип зонирования: центральная, транзитная часть зала, по которой пассажиры идут на выход, чуть приподнята, а боковые, посадочные платформы, наоборот, опущены. Различаются эти две зоны и освещением. В цветовом решении станции преобладают мягкие пастельные тона.

По-европейски

На всех трех станциях сооружаются лифты для людей с ограниченными возможностями. На "Спортивной" и "Кунцевщине" их будет по два -- лишь на тех выходах, где позволяет так называемый треугольник видимости (автомобилистам знаком этот термин). На "Каменной горке" будет установлено 4 лифта для инвалидов. С их помощью к поездам метро они смогут попасть в два этапа: сначала спустятся на уровень пола пешеходного подземного перехода, а из кассового зала, расположенного там же, переместятся на уровень платформы. Благодаря лифтам инвалиды смогут также пересечь под землей проезжую часть как по обычному пешеходному переходу.

Выходы из каждой станции (опять же, где позволит треугольник видимости) будут оборудованы красными арочными павильонами (по типу тех, что установлены на "Могилевской"). Главное их предназначение -- защита лестниц от атмосферных осадков. Такие сооружения, по всей видимости, станут "фирменными" для минского метрополитена.

На "Каменной горке" между павильонами впоследствии можно будет разместить торговые площади в 180 квадратных метров.

Нескоро дело делается...

Чтобы все это построить, проектировщикам, инженерам и рабочим пришлось немало потрудиться. О сложностях, которые в процессе сооружения метрополитена преодолевают его авторы и создатели, знают лишь они сами. Но о некоторых из них мы расскажем и вам.

5-й участок 2-й линии минской подземки "удружил" метростроевцам сложными инженерно-геологическими условиями. Впервые довелось столкнуться с большими участками мощных торфов в основании двух из трех станций, а также в основании тоннелей на одном из перегонов. Мощность их залегания -- около 5 метров на глубине от 10 до 14 метров. Видимо, в прошлом здесь протекали ручьи или даже речка. Теперь, чтобы начать основные работы, пришлось на этих местах возвести не предполагавшиеся ранее сооружения, на которых без проблем разместились все участки подземного пути. Для этого построили свайные основания глубиной 10--14 метров, на них уложили огромную объединяющую плиту ("ростверк" называется), а уже на нее поставили конструкцию станции. На перегоне между "Спортивной" и "Кунцевщиной" из-за таких же торфов на двух участках пришлось открытым способом сооружать котлованы длиной около 80 метров. На одном участке соорудили свайное основание на железобетонных ростверках, на втором -- в торф погрузили сваи, а между ними разместили тоннели метрополитена.

Другой архисложной задачей стала реконструкция инженерных сетей (перекладка теплосетей, водоводов, канализации, газопровода, кабельных сетей). Эти работы "перетянули" на себя примерно 20% стоимости всего строительства.

Что касается денег, вложенных городом в данный участок метрополитена, то цифра эта близка к 350 миллиардам рублей.

И тем не менее заложенная в середине 90-х годов прошлого века западная ветка столичного метро, если не произойдет ничего форс-мажорного, через полтора года облегчит жизнь не одной тысяче минчан. Более того, впервые в истории строительства минского метрополитена в смету заложили и благоустройство территории, прилегающей к новому участку 2-й линии. Преображение этого отрезка улицы Притыцкого, заверяют проектировщики, наверняка придется по душе жителям микрорайона.

А пока под землей кипит работа. Сейчас здесь властвует характерный запах креозота -- средства, которым пропитывают шпалы, чтобы предохранить их от гниения, -- знакомый каждому, кто бывал на старых вокзалах. Когда поезда начнут "гонять ветер", этот приятный запах улетучится, а жаль.

Инвентарные рельсы, которые лежат в сооруженных тоннелях уже давно, скоро заменят на ходовые, а побеленные стены этой "трубы" оснастят кабелями и проводами... К открытию участка все здесь, конечно, преобразится. Хотелось бы, чтоб поскорее, ведь полтора года -- срок немалый. Но согласитесь, в масштабах строительства города -- это всего ничего.

НА СНИМКАХ: так выглядит станция "Спортивная" сегодня; проходчик СМУ-2 Геннадий Киреев выполняет работы по обустройству тоннеля.

к списку статей

design & programming by BDW (Minsk, BY)
© 2000-2004 e-mail: subway@tut.by
Используются технологии uCoz