История минского метро уходит своими корнями в конец 60-х. Именно тогда у столичных архитекторов появилась мысль о создании нового вида транспорта в столице Белоруссии. Однако в СССР существовал негласный закон о том, что только город-миллионер имеет право на четвертый транспорт. Не известно, правда это или нет, но правительство БССР для того, чтобы добиться строительства метрополитена в Минске начинает идти на беспрецендентные меры - увеличение населения столицы. Для этого был создан ряд льготных условий по переселению сельского населения в столицу и к 1972 году Минск родил на свет своего 1.000.000-ого горожанина.
В 1976 Минскпроект начинает детальную разработку метрополитена и из всех вариантов выбирает 8-станционный, проходящий под главным проспектом страны. Оставалось немного - утверждение Совмином СССР (!) проектной стоимости и "добро" на строительство. В конце декабря 1976 года из Москвы пришел ответ: в Минске метро строить!
5 мая 1977 года в районе будущей станции "Парк Челюскинцев" начались первые работы. В лучших традициях советской стройки: много красных плакатов, пламенных речей о досрочной пятилетке и так далее. А 16 июня была забита уже первая свая. Рассчитанное на 8 лет постройки, минское метро сдали 7 лет спустя. Работы разделили поэтапно среди 8 участков, которые располагались на местах будущих первых восьми станций. Начинались работы постепенно по всей будущей линии. А первый проходческий щит был доставлен в разобранном виде (120 тонн) аж из Днепропетровска, так как Минск своего не имел. На первой линии было много сложных участков, начиная подводными реками, Свислочью и железнодорожными ветками. Частенько строители ошибались при постройке, но в целом процесс шел более чем удачно.
Уже в 1980 году началась отделка станции "Московская" (первоначальное название "Волгоградская"). В Минске впервые был применен революционный по тогдашним меркам метод постройки - так называемая "стена в грунте", когда сооружение ведется более быстрыми темпами.
26 июня 1984 года первые лица правительства нашей страны спустились на станцию "Площадь Победы", чтобы прокатиться на первой линии по станциям "Институт Культуры" - "Московская". Для жителей и гостей столицы метрополитен был открыт 30 июня того же года.
Второй этап развития метрополитена пришелся на 1987 год - открытие "Востока". Спроектированный в сжатые сроки, этот кусок работы явил нам самое настоящее геройство подземных работников. Маркшейдеры работали круглосуточно, постоянно приводя в порядок свои расчеты. "Восток" стал удобным пересадочным узлом для 100.000 минчан. Однако дальше продолжение проведения первой линии решили отложить, согласно слухам по причине массовых захоронений гитлеровцев в лесу за станцией.
Проектные чертежи второй линии появились уже в 1981 году, однако о постройке её не могло быть и речи, слишком много денег уходило на первую очередь. По проекту было заложено 15 станций, которые должны были связать Заводской район и отдаленные участки Красного Бора.
В 1984 году заложили сваи на вторую линию по участку "Фрунзенская" - "Тракторный завод" и в 1990, а точнее 31 декабря проехались первые поезда. 3 июля 1995 года были сданы "Молодежная" и "Пушкинская", а 7 ноября 1997 года - "Автозаводская" и "Партизанская". Постройка "Могилевской" растянулась аж на 7 лет. Впервые для этой станции были разработаны новые стандарты: платформа 15 метров в ширину (вместо обычных 10), длина станции укорочена на 50 метров (учитывается рабочее и подсобное отделение), что дало возможность не закрывать проспект при постройке полностью. Увеличилась также и длина платформы - на 10 метров. 5 сентября станция была открыта президентом РБ. Впервые сделаны и павильоны для входа, которые укрывают от осадков лестницы, а также построено два лифта для инвалидов.
В "Минскметропроекте" осуществлено новое направление работы: постройка таких же павильонов над всеми спусками в метрополитен. Работы уже закончены на "Площади Якуба Коласа", "Московской", ведутся на других станциях.
В 1996 году работы по постройке метрополитена в Минске передвинулись на новый фронт. Подземку решено протянуть в отдаленные спальные районы запада Минска через три станции - "Раковскую", "Кунцевщину" и "Каменную Горку". В 1998 году работы велись уже на всех трех участках (в 1996 - только на одном).
В 2001 году начато строительство продолжение первой линии на восток города - до станций "Борисовский Тракт" и "Уручье". Впервые подземка Минска выйдет за МКАД.
В 2003 году Минский метрополитен получил в эксплуатацию второе электродепо "Автозаводское", расположенное также за кольцевой дорогой. Метродепо располагает необходимой базой для ремонта электропоездов. Зимнее расписание 2003 года было впервые составлено с учетом начала работы комплекса.
В 2004 году начато строительство продолжения первой линии на юго-запад.
В самых ближайших перспективах - в сентябре 2005 открытие "Спортивной", "Кунцевщины" и "Каменной Горки", затем в 2008 - "Борисовского Тракта" и "Уручья". В 2011 году планируется сдать в эксплуатацию трех станций юго-западного участка первой линии. Начало строительства третьей линии - приблизительно 2010-2011 годы. В будущем минская подземка должна разрастись до 4 линий с пересадочными узлами на "Тракторном Заводе", "Фрунзенской", "Академии Наук", "Площади Ленина", а также полукольцом в центре. На данный же момент остается мечтать о тех временах, когда на подземном поезде можно будет добраться из Зеленого Луга в Серебрянку за 20 минут...